Когда речь заходит о карме, часто возникает вопрос: если человек раскаивается в своих дурных поступках, как это влияет на его карму? Давайте разберем, что такое карма.
Карма – это законы Бога, милостивого Бога. Когда Он создавал этот мир, Он заложил в него определенную идею, которая заключается в том, чтобы помочь живым существам развиваться в сторону своего изначального положения. И какое наше изначальное положение? Мы созданы для любви. И чтобы быть способным любить, нужно избавиться от эгоизма. Чем больше у человека эгоизма, тем меньше у него любви. Жесткие, колючие люди, которые привыкли пренебрегать друг другом, не способны любить. Они могут использовать эти слова, но действовать из любви не способны. И дурные поступки – это действия, вызванные гордыней, эгоизмом, то есть тем, из-за чего мы здесь находимся.
И чтобы помочь человеку достичь его изначального положения, Бог заложил в этот мир такие законы:
1. Если человек развивается в сторону любви, то есть в сторону отказа от эгоизма, то его будут награждать: ему будут давать больше возможностей для того, чтобы он мог еще больше проявлять свою изначальную природу, то есть жить отдавая.
2. Если человек проявляет эгоистические качества – предает, совершает насилие, обманывает, то есть идет в другом направлении, его будут останавливать, потому что, если он дальше пойдет, он вообще потеряет человеческий облик и станет животным. Поэтому таких людей останавливают с помощью каких-то страданий, которые к ним приходят, ставят их в те же ситуации, в которые они поставили людей, чтобы они на себе испытали, как это выглядит, когда тебя бьют по голове. И когда человек раскаивается, осознает свою ошибку, понимает, что поступал неправильно и больше так делать не надо, то это принимается в расчет. В законах Бога нет идеи наказывать просто ради наказания, у наказания есть цель – помочь человеку понять. Если человек понял, то нет смысла его наказывать.
Здесь, конечно, нужно обратить внимание на раскаяние. Это не так, что я убил человека, а потом говорю: «Ой, извините, как-то так получилось». Это неплохо, когда человек признает, что был неправ, но недостаточно просто сказать: «Извините, так получилось». От степени раскаяния зависит то, насколько человек избавляется от наказания. Если человек по-настоящему раскаялся, сделал правильные выводы и понятно, что он больше так делать не будет, тогда нет смысла его наказывать. Но часто бывает, что человек понял до какой-то степени, поэтому наказание будет, но оно будет мягче. И в Ведах говорится об искуплении, на санскрите это называется «праяшчитта». Если человек совершил преступление и он действительно раскаивается, то это раскаяние должно принимать определенную форму. Он не просто говорит: «Извините!» – он должен еще что-то делать, причем какие-то трудные вещи, чтобы показать, что он готов страдать, искупить это. И раньше были целые «прайс-листы», в которых было указано, за какое преступление какая праяшчитта полагается. Если же человек встал на духовный путь и хочет искупить свои прегрешения, то надо спрашивать, что конкретно нужно делать, как это проявить.
Но есть универсальная вещь. Если мы говорим о святых людях, то есть о тех, кто всю свою жизнь посвятил Богу, кто в принципе отказывается от идеи жить для себя, то им не нужно совершать какие-то отдельные праяшчитты, потому что вся их жизнь – это одна сплошная праяшчитта, одно сплошное искупление. Такой человек говорит: «Я от этого мира больше ничего не хочу для себя, я буду просто служить Богу. Я буду выполнять свои обязанности – в зависимости от моего статуса, семейный человек или отреченный, но я делаю это не для себя, я делаю это только для Бога и так, как Он хочет». Если же человек неспособен на это, тогда нужно узнать у людей, которым вы доверяете с духовной точки зрения, что нужно делать, как искупить прегрешение в рамках той религиозной традиции, к которой вы принадлежите. Вот так оно делается по науке.